Смотреть фильмы онлайн
История кино
Жанры кино
Знаменитые режиссёры
Шедевры отечественного кино
Шедевры зарубежного кино
Интересное:
популярно о том, как создать собственный сайт;
Музыку слушаю здесь, недавно понравилось Bee Gees - Staying alive.

Микеланджело Антониони - биография

Микеланджело Антониони (1912-2007)

Микеланджело Антониони - итальянский режиссер. Фильмы: "Крик" (1957), "Приключение" (1960), "Ночь" (1960), "Затмение" (1961), "Красная пустыня" (1964), "Блоу-ап" (1967), "Забриски пойнт" (1970), "Профессия: репортер" (1975), "Идентификация женщины" (1982) и др.

Микеланджело Антониони

Микеланджело Антониони


Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года на севере Италии в Ферраре. "Мой отец, как говорится, выбился в люди собственными силами, а происходил он из очень бедной семьи, как и моя мать, которая долгие годы работала на фабрике, — рассказывал режиссер. — В доме господствовал этакий мелкобуржуазный тон, характерный для рабочего, сумевшего подняться до определенного уровня зажиточности".

В юности Микеланджело посещал таверны, общался с аристократами, отлично играл в теннис и заводил романы с девушками из народа. Он рисовал, играл на скрипке.

В 1935 году Антониони окончил факультет экономики и коммерции университета в Болонье. Тогда же пришло увлечение театром, вместе с другими студентами он ставил спектакли по пьесам Пиранделло, Ибсена, Чехова, писал пьесы и рецензии.

В этот период Антониони участвует в написании сценария фильма Роберто Росселлини "Пилот возвращается", работает во Франции в качестве режиссера-стажера у Марселя Карне на картине "Вечерние посетители" (1942). С 1947 года он начинает снимать сам — вначале документальные ленты, затем художественные.

Одна из самых законченных и искренних картин режиссера получила название "Крик" (1957). Ее герой — безработный, который не видит иного выхода из жизненного тупика, кроме самоубийства. Впервые у Антониони снялась Моника Витти. В течение десяти лет их совместное творчество и близкие отношения будут приковывать внимание зрителей. В Италии "Крик" прошел незамеченным, но за границей, в первую очередь во Франции, имел большой успех. На фестивале в Каннах "Крик" получил специальный приз жюри, премию ассоциации кинопрессы и премию молодых критиков.

Широкая известность пришла к Антониони в 1960-е годы, после фильмов "Приключение" (1960, специальная премия в Каннах), "Ночь" (1960, главный приз в Западном Берлине), "Затмение" (1961, специальная премия в Каннах) и "Красная пустыня" (1964, главный приз в Венеции). Эти картины, объединенные единым стилем и авторской манерой, воссоздают особый, непохожий ни на какой другой мир — мир Антониони. И его олицетворением стала Моника Витти, подруга режиссера, его "печальная муза", чьи героини — современные итальянки, страдающие от тоски, одиночества, бессмысленности существования, ищут взаимопонимания с окружающими. Антониони был признан поэтом "отчуждения" и "некоммуникабельности".

Английский журнал "Сайт энд Саунд" по итогам международного опроса поставил "Приключение" на второе место в списке фильмов всех времен и народов, а сам Антониони оказался пятым среди режиссеров вслед за Эйзенштейном, Чаплином, Ренуаром и Орсоном Уэллсом.

После "Красной пустыни" Антониони снял в Англии фильм "Блоу-ап" ("Фотоувеличение", 1966) по рассказу Х. Кортасара "Слюни дьявола". Этот шедевр он создавал уже без Моники Витти.

Антониони использует здесь псевдодетективный сюжет. Фотограф, случайно снявший убийство в парке, потом не может найти доказательств того, что это произошло на самом деле, а не пригрезилось ему. Режиссер размышляет о непознаваемости мира. Можно зафиксировать внешний облик реальности, но истина остается скрытой от наблюдателя. Мир живет по условиям иллюзорной игры, в которой все лишено смысла и сущности (не случайно в финальной сцене играют в теннис без мяча)... Картина получила "Золотую пальмовую ветвь" на кинофестивале в Каннах и оказала большое влияние на последующее развитие кинематографа.

Антониони отправляется в Америку, где зреет бунт студенческой молодежи. На западе США он снимает историю любви юных Марка и Дарии, включая в нее документальные кадры студенческих сходок. Основные сцены фильма "Забриски пойнт" (1970) происходят не наяву, а как бы во сне. Антониони не хочет выходить за пределы своего собственного ощущения. Как замечает Альберто Моравиа, "для Антониони Америка — это засушливая земля, как пустыня Забриски пойнт, где так трудно любить и быть любимым. Но ведь любовь есть не что иное, как жизнь. И поэтому Америка, какой мы видим ее сегодня, враждебна самой жизни".

Разочаровавшись в Америке, Антониони посещает Китай. Там он создает трехчасовой документальный фильм "Китай" (1972), проникнутый глубочайшим уважением к народу, его культуре, истории и правдиво отражающий новую жизнь. Неожиданно эта картина вызвала гнев китайцев. Дело в том, что Антониони в начале фильма предупреждал, что показывает лишь то, что ему разрешили снимать официальные власти. Именно тогда у Микеланджело случился первый инсульт.

Жанр следующей картины Антониони "Профессия: репортер" (1975) почти приключенческий. Это история человека, который отправляется в Африку снимать документальный фильм. И тут у него появляется возможность стать, в буквальном смысле слова, другим человеком, взяв документы умершего. Герой Джека Николсона устремляется в эту авантюру с энтузиазмом человека, который, как ему кажется, стоит на пороге неслыханной свободы...

кадры из фильма "Профессия: репортёр"

кадры из фильма "Профессия: репортёр"

кадры из фильма "Профессия: репортёр"

 

Фильм, снимавшийся в Испании, Африке, Англии и Германии, имел заслуженный успех.

После "Репортера" Антониони приехал в СССР ставить картину совместного советско-итальянского производства "Воздушный змей". Он совершил увлекательное путешествие по Средней Азии, был очарован ее природой, людьми, обычаями. Однако советская сторона предложила внести в сценарий поправки. Антониони сделать это отказался и вернулся домой.

Кино, литература, живопись стали для Антониони неразрывным целым. В издательстве "Эйнауди" выходит его книга "Кегельбан над Тибром". Тридцать три рассказа — это те же фильмы, но не снятые, а написанные. Коллекция картин Антониони экспонировалась на Венецианской биеннале.

В 1985 году режиссера настигает второй инсульт, как следствие — паралич правой половины тела и потеря речи. За ним ухаживает Энрика Фико. Они познакомились в 1971 году в Риме, куда девушка приехала из Милана в поисках работы после окончания художественной школы. "Наши отношения завязались немедленно", — вспоминает Энрика.

В 1986 году Энрика Фико, несмотря на сорокалетнюю разницу в возрасте, становится синьорой Антониони. Благодаря ее заботам Антониони обретает движение. И лишь дар речи не возвращается к нему.

Довольно долго Антониони не мог снимать фильмы, что было для него настоящей трагедией. Человек неуемной энергии, он чувствовал, что его окружает пустота.

В 1995 году Антониони ставит сложный, пронизанный чувственностью фильм "За облаками" — историю любви в четырех эпизодах: четыре города, четыре пары, одна из которых — Марчелло Мастроянни и Жанна Моро. В картине также снимались Фанни Ардан, Софи Марсо, Джерими Айронс, Джон Малкович, Ирэн Жакоб, Лина Састре...

Антониони руководил процессом в своей обычной диктаторской манере. Энрика "переводила" для актеров его указания.

В конце 1996 года воры, воспользовавшись отсутствием Антониони, обчистили его дом, прихватив кинематографические награды — "Золотую пальмовую ветвь", "Оскара" и "Золотого Льва". На Каннском кинофестивале-97 режиссеру вручили копию главного приза за фильм "Блоу-ап".

Девяностолетний юбилей Антониони отмечал в Капитолийском дворце в Риме. Прозвучали слова о том, что стены дворца — создания великого Микеланджело, — освещены сегодня гением другого, нового Микеланджело. Режиссер объявил, что намерен снять фильм "Башни-двойняшки" по своему старому рассказу "Две телеграммы"...

Легендарный кинорежиссер Микеланджело Антониони скончался в итальянском городке Феррара на 95-м году жизни, со сне, сидя в кресле рядом с супругой.

 


2008-2014 Кино и фильмы