Смотреть фильмы онлайн
История кино
Жанры кино
Знаменитые режиссёры
Шедевры отечественного кино
Шедевры зарубежного кино
Интересное:
популярно о том, как создать собственный сайт;

Бергман Ингмар - биография

Бергман Ингмар ( 1918-2007)

Ингмар Бергман - шведский режиссер театра и кино. Фильмы: "Улыбки летней ночи" (1955), "Седьмая печать" (1956), "Земляничная поляна" (1957), "Крики и шёпоты" (1972), "Осенняя соната" (1978), "Фанни и Александр" (1982). Спектакли: "Пер Гюнт", "Гедда Габлер", "Дикая утка", "Двенадцатая ночь", "Гамлет" и др.

Ингмар Бергман

Ингмар Бергман

 

Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Упсале в семье викария. Мальчик посещал частную гимназию, увлекался театром и кинематографом.

В девятнадцать лет Ингмар убежал из дома. Он работал в Драматической студии, ставил детские спектакли в парках, сочинял пьесы, наконец, открыл свой маленький театрик в Гражданском доме.

Клас Хуугланд, руководитель Студенческого театра, поставил одну из пьес Бергмана — "Смерть Каспера". Премьера прошла удачно, и Бергман получил контракт на год. "Я стал уважаемым человеком, имевшим постоянное место работы, который каждый день пунктуально садился за стол, правил сценарии, писал диалоги и сочинял заявки на будущие фильмы".

25 марта 1943 года Ингмар женился на Эльсе Фишер, своей приятельнице из труппы бродячих актеров. За день до Сочельника 1943 года у них родилась дочь Лена.

После окончания факультета литературы и искусства Стокгольмского университета Бергман возглавил Городской театр Хельсингборга (1944).

Эльса Фишер порекомендовала взять на место хореографа свою приятельницу Эллен Лундстрем. Это была красивая девушка, чувственная, талантливая. "Без долгих размышлений мы с Эллен бросились в объятия друг другу", — писал Бергман. Последствия не заставили себя ждать — она забеременела. И 22 июля 1945 года Ингмар женился во второй раз.

Осенью 1946 года Бергман принимает на себя обязанности постоянного режиссера в более крупном Городском театре Гётеборга, где проработает три года. С этого момента Бергман будет постоянно сотрудничать с драматическими театрами — и в должности очередного режиссера, и как художественный руководитель. В 1963 году он будет назначен руководителем Шведского Национального театра. В разные годы он поставит получившие широкую известность и показанные в разных городах Европы спектакли "Пер Гюнт", "Дикая утка", "Гедда Габлер" Ибсена, "Мизантроп" Мольера, "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло.

В середине 1940-х годов Бергман пробует свои силы в кино. Фильмы выходят один за другим: "Дождь над нашей любовью" (1946), "Корабль идет в Индию" (1947), "Портовый город" (1948), "Тюрьма" (1949). Первые работы режиссера отмечены пессимизмом и бунтарским духом. К примеру, один из персонажей "Тюрьмы" (1948) говорит: "Жизнь — это не что иное, как жестокая и мучительная дорога к смерти". Шведский киновед Руне Вальдекранц пишет: "Ингмар Бергман, вероятно, с наибольшей силой выразил отчаяние и жажду нежности у послевоенной молодежи. Его герои — люди, затерянные в существовании, выброшенные из общества, потерявшие самих себя. Их реакции резки, их поведение бескомпромиссно. Идеализм молодости, жадные поиски веры вдохновляют их и подтачивают одновременно".

Тем временем семья Бергмана стремительно росла. Весной 1948 года Эллен родила близнецов. Денег катастрофически не хватало. А в 1951 году шведская кинопромышленность, протестуя против завышенного налога на зрелища, приостановила выпуск фильмов. Для Ингмара это было страшным ударом. Его третья жена журналистка Гун Грут в канун Вальпургиевой ночи родила сына и теперь сидела без работы. Ингмар должен был содержать три семьи. "У меня было шестеро детей, дела шли плохо, и на душе было паршиво", — замечает он. Чтобы выжить, он снимал рекламные ролики.

Когда эмбарго на выпуск картин было снято, Бергман выпустил один за другим два значительных фильма: "Женщины ждут" по собственному сценарию и "Лето с Моникой" — по роману Пэра Андерса Фогельстрёма.

Предполагалось, что "Лето с Моникой" будет малобюджетным фильмом. Творческая группа жила на острове Урнё и каждое утро отправлялась в лодках на экзотическую группу островов во внешних шхерах. "Работе в кино сопутствуют сильные эротические переживания, — пишет в своей книге Ингмар Бергман. — Ничем не сдерживаемая близость к актерам, полнейшее взаимное обнажение". Его бурный роман с актрисой Харриет Андерссон стал причиной развода с Гун...

Международное признание приходит к Бергману после того, как комедия "Улыбки летней ночи" (1955) получает специальный приз на Каннском кинофестивале. "Мне нужны были деньги, — вспоминает Бергман, — и я подумал, что, пожалуй, самое разумное — это снимать комедию. Мне захотелось поставить перед собой довольно сложную техническую задачу и сделать комедию с математическими соотношениями героев: мужчина — женщина, мужчина — женщина... Там действуют четыре пары, их следовало сначала всех перемешать, а затем вывести из этого уравнения".

В 1955 году Бергман создал "Седьмую печать" — один из своих великих фильмов.

Руководство "Свенск Фильминдустри" разрешило снимать картину при условии, что она будет сделана с небольшими затратами и всего за тридцать пять дней. Бергман справился с задачей, использовав в качестве натуры двор студии.

Он часто вспоминал слова О'Нила: "Драматическое искусство, не сосредоточенное на отношениях человека и Бога, лишено всякого интереса". В "Седьмой печати" средневековая легенда о борьбе между Рыцарем и Смертью, о страхе людей перед концом мира трактована режиссером аллегорически. Название фильма отсылает зрителей к откровению св. Иоанна Богослова ("Апокалипсис"): "И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе как бы на полчаса". Встретив Смерть, Рыцарь просит отсрочку, чтобы понять, зачем и для чего жил. По признанию Ингмара Бергмана, благодаря этому фильму он избавился от собственного страха смерти.

кадр из фильма "Седьмая печать"

кадр из фильма "Седьмая печать"

кадры из фильма "Седьмая печать"

Осенью 1956 года Бергман заехал в Упсалу, старинный город, в котором он родился. Здесь ему пришла идея сделать фильм, "совершенно реалистический, в котором вдруг открываешь дверь и входишь в свое детство, потом открываешь другую дверь и выходишь из него в действительность, а после заворачиваешь за угол и входишь в какой-то другой период своего существования, и жизнь идет своим чередом".

Так появился фильм "Земляничная поляна" (1957), в котором прошлое и настоящее, сны и явь, мечты и действительность причудливо переплетаются. Старый профессор медицины (Виктор Шёстром), переосмысливая прожитую жизнь, убеждается, что нравственная истина заключается в любви к своим ближним. "Земляничная поляна" удостоена приза "Золотой медведь" на кинофестивале в Западном Берлине.

В экранизации древней нордической легенды "Девичий источник" (1959, премия "Оскар") Бергман обращается к теме страдания и царящего в мире зла, причем делает это с особенной резкостью, с обилием жестоких подробностей. Еще одной запоминающейся работой этого периода стал фильм "Око дьявола" (1960).

В 1959 году Ингмар женился на Кэби Ларетеи, пианистке в расцвете славы, и вместе с ней переехал на роскошную виллу в Юрсхольме. Внешне брак выглядел как прочный союз двух удачливых партнеров. Пианистка гастролирует, режиссер ставит фильмы и спектакли, сын Даниэль отдан в умелые руки…

Именно в это время Бергман начал профессионально интересоваться музыкой. Он покорен концертом для оркестра Бартока и музыкой Стравинского. Блистательная постановка оперы "Похождения повесы" (1961) Стравинского — Одена — одна из кульминаций его режиссерской биографии.

За полтора года Бергман снимает знаменитую трилогию о "молчании Бога": "Как в зеркале" (1961, премия "Оскар"), "Причастие" (1961) и "Молчание" (1962), герои которой не в состоянии примириться с абсурдностью и жестокостью жизни — они погибают или сходят с ума. Фильмы трилогии напоминают по форме "камерные пьесы" А. Стриндберга (небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства).

В философской кинодраме "Персона" (1966), этой "сонате на двоих", Бергман продолжает варьировать темы разобщенности людей, их одиночества, психологической сложности их отношений. Трудно сказать, кто тут понятен лучше: медсестра Альма (Биби Андерсон), которая все время говорит, или актриса Элизабет (Лив Ульман), которая постоянно молчит. В отношениях между женщинами наблюдаются резкие перепады от близости до отдаления, от интимности до отчужденности.

Лив Ульман вспоминает: "Я впервые в жизни встретила кинорежиссера, который помог мне раскрыть такие чувства и мысли, о которых никто другой даже не подозревал. Этот режиссер сидел, терпеливо выслушивая и приложив указательный палец к виску, и понимал все, что я пыталась выразить. Гений, создававший атмосферу, в которой могло произойти что угодно — даже то, чего я не ожидала от себя самой".

Норвежка Лив Ульман понравилась режиссеру не только как актриса. В 1967 году у них родилась дочь Линн. В расчете на совместную жизнь Ингмар строит дом на острове Форё в Балтийском море, но и этот брак вскоре распадается. Бергману же понравилось жить на острове: здесь он мог "уйти от мира, читать книги, которые не читал, предаваться медитации, очиститься душой".

С 1968 по 1970 год выходит серия фильмов Бергмана: антивоенная притча "Стыд" (1968), снятая в резкой, почти хроникальной манере "Час волка" — о теряющем рассудок художнике семейные драмы "Страсть" (1969) и "Прикосновение" (1970) — первая англоязычная работа шведского художника.

В ноябре 1971 года Бергман наконец-то обретает покой в семейной жизни. Он в пятый раз вступает в брак и вместе с женой Ингрид ван Розен переезжает в новый дом на Карлаплан. Супруги общались с друзьями, ходили на концерты и в театр, смотрели фильмы, с удовольствием работали.

Бергман заканчивает картину "Крики и шёпоты" (1972), мучительное исследование процесса смерти. Для того чтобы снять фильм, ему пришлось использовать личные сбережения, убедить артистов внести будущие гонорары на правах пайщиков и занять полмиллиона у Киноинститута.

"Бергман редко заходил так глубоко в показе физического и душевного страдания, как в этом фильме, описывающем безнадежный мир измученных людей, замкнутых в своем одиночестве, — пишет К. Бейли. — Это произведение, которое можно было бы назвать "картиной агонии", могло бы явиться буквальной иллюстрацией к знаменитому высказыванию Кокто: "Кино — это искусство, показывающее, как смерть делает свое дело".

Популярность Бергмана достигает вершины, когда шведское телевидение в течение шести недель, с 11 апреля по 16 мая 1973 года, показывает его шестисерийный телефильм "Сцены из супружеской жизни". В первый день 1975 года во всех скандинавских странах демонстрируется бергмановская телеверсия оперы Моцарта "Волшебная флейта". Наконец режиссер снимает для "малого экрана" четырехсерийную ленту "Лицом к лицу" (1976), насыщенную галлюцинациями и психоанализом. В 1978 году на экраны вышла "Осенняя соната" со знаменитой соотечественницей Бергмана, Ингрид Бергман, которая к этому времени была уже неизлечимо больна.

Как и большинство кинорежиссеров, связанных с театром, Бергман работал с постоянной группой актеров — Харриет и Биби Андерсон, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Макс фон Сюдов, Гуннар Бьернстранд, Сигге Фурст... "Я сижу дома, готовлюсь, придумываю мизансцены и все очень подробно записываю, — рассказывает Бергман. — Потом, когда я прихожу на студию и пытаюсь воспроизвести то, что задумал, нередко случается, что при первой же репетиции возникает какая-нибудь интонация, жест или какое-то предложение от артистов, в результате которых я все меняю. Я чувствую, что так будет лучше, и это нам даже не нужно обсуждать. Между мной и моими артистами очень многое происходит на том уровне, который невозможно проанализировать".

Печалью и тревогой пронизано одно из последних крупных произведений Бергмана — пятичасовой телевизионный фильм "Фанни и Александр" (1982) — масштабная эпическая сага, ставшая самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства. Действие его разворачивается в первое десятилетие XX века. Сюжет строится на материале детских воспоминаний самого режиссера. Картина начинается праздником Рождества, а кончается праздником Пасхи, символизирующим победу жизни над смертью.

"Фильм, удивительно красивый по декорационному оформлению, по костюмам, по цвету, по внешности и манерам людей, завораживает не только своим художественным совершенством, но и глубокой человечностью, верой в то, что люди, несмотря на все жизненные неурядицы, добры и прекрасны", — отмечает киновед Р. Юренев.

После "Фанни и Александра" Бергман делает неожиданное заявление: он уходит из кино и посвящает себя театру.

Бергман говорил, что ставить фильмы — тяжелый труд. В театре ему нравится сам процесс репетиций, когда "необходимо слушать друг друга, нужны чуткость, любовь, взаимное доверие. И если тебе вместе с актерами удается создать эту атмосферу, а именно такая атмосфера и является творческой, тогда все начинается. Это какое-то чудо. Миг — и что-то родилось. Как живое существо. Я ведь получаю что-то от актеров и что-то отдаю им обратно".

Главным спектаклем для Бергмана был "Гамлет" (1986). К нему он шел долго. Конфликты у Бергмана всегда неразрешимы — с жизнью примиряет лишь само искусство. В "Гамлете" изысканно красив танец с факелами в первом действии. Однако этот красивый мир обнаруживает свое уродство, ибо все, кроме Гамлета, живут во лжи, не по совести. В конце концов и сам принц Датский вовлекается в порочный круг...

В 1990-х годах Ингмар Бергман продолжает ставить спектакли в театре, пишет автобиографические романы и сценарии, которые передает для экранизации только близким людям. В 1987 году он опубликовал автобиографию "Латерна Магика".

По его сценарию Лив Ульман сняла на Форё фильм "Неверные". Эта лента рассказывает историю кризиса в отношениях между супругами, историю Ульман и Бергмана... В одном из интервью Бергман признался: "Я никогда еще не использовал так непосредственно обстоятельства своей личной жизни при написании сценария. Это очень болезненный эпизод, особенно из-за того, что в опасности — по вине взрослых — оказался ребенок. Этот фильм говорит о пережитом прямо и жестко".

После смерти в 1995 году жены Ингрид Бергман уединился на острове Форё, лишь изредка общаясь с родственниками (большинство его детей стали режиссерами и актерами), а также с актером Эрландом Юсефсоном. В 1997 года Бергман поставил фильм "В присутствии клоуна", сыграв в нем одного из пациентов психиатрической клиники...

Ингмар Бергман — лауреат престижных международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии "Феликс" (1988) и "Ветвь ветвей" 50-го юбилейного кинофестиваля в Каннах (1997). Многие из его поклонников стали режиссерами. Вуди Аллен, например, считает, что Бергман "величайший кинохудожник с момента изобретения кинокамеры".

Умер Ингмар Бергман в Швеции в возрасте 89 лет.

 


2008-2014 Кино и фильмы