Смотреть фильмы онлайн
История кино
Жанры кино
Знаменитые режиссёры
Шедевры отечественного кино
Шедевры зарубежного кино
Интересное:
популярно о том, как создать собственный сайт;

Полански Роман - биография

Полански Роман (р. 1933 )

Роман Полански - польский режиссер. Фильмы: "Нож в воде" (1962), "Тупик" (1966), "Ребенок Розмари" (1968), "Макбет" (1971), "Китайский квартал" (1974), "Тэсс" (1979), "Пианист" (2003) и др.

Роман Полански

Роман Полански


Роман Полански родился 18 августа 1933 года в Париже в обеспеченной еврейской семье польского эмигранта Рышарда Либлинца, взявшего во Франции фамилию Полански. Перед самой войной они переехали в Краков. Это решение было роковым. Мать Романа погибла во время депортации польских евреев. Мальчик попал в варшавское гетто. Гитлеровские охранники издевались над ним, заставляя быть живой мишенью: Роман бегал вдоль кирпичной стены, ложился и снова бежал, а фашисты стреляли поверх его головы.

После войны Полански поступает в Лодзинскую киношколу. "Мне повезло, — говорил он в 1984 году. — Лодзинская киношкола стала обетованной землей для людей, свободных духом". В кино Роман впервые снялся у Анджея Вайды в картине "Поколение" (1955). А после выхода на экран психологической драмы "Нож в воде" (1962) о Поланском заговорили как о мастере со своим взглядом на мир и своеобразным творческим почерком.

Следующие две полнометражные картины он поставил в Англии. В "Отвращении" (1965) Полански своеобразно доводил до крайней точки антониониевскую тему отчуждения. У героини (Катрин Денев) по ходу действия нарастал тотальный патологический страх. Полански акцентировал симптомы этого безумия в лучших хичкоковских традициях, обыгрывая детали, зловещие ракурсы, светотени, кошмары сновидений...

Во второй английской картине Поланского, "Тупик" (1966), снялась сестра Катрин Денев — Франсуаза Дорлеак. История о том, как раненый бандит вторгся в жизнь владельцев виллы, была рассказана увлекательно и ярко, как сплав иронично-философской притчи и стилизованной гангстерской драмы. Картина получила "Золотого медведя" на Берлинском фестивале.

Переехав в Голливуд, Полански женился на кинозвезде Шарон Тейт. Вместе с ней он сыграл в комедийной пародии "Неустрашимые убийцы вампиров" (другое название "Бал вампиров", 1967).

Вслед за успехом этой ленты последовал зрительский триумф экранизации сенсационного мистического романа Айры Левина "Ребенок Розмари" (1968) с Миа Фэрроу в главной роли.

Поланский открыл целое направление фильмов о современном оккультизме, создал моду на "экранный демонизм". Кроме того, он привнес в картину европейскую культуру и связал мистический жанр с многовековыми философскими поисками в литературе, начиная с мистерии о Фаусте. В Италии "Ребенок Розмари" получил приз "Давид Донателло" за лучший иностранный фильм года.

Фильм "Ребенок Розмари" трагически отозвался в собственной судьбе Поланского. Во время одного из его европейских вояжей фанатики из секты Чарльза Менсона, возомнившего себя Сатаной, ворвались на виллу режиссера и зверски убили его беременную (на восьмом месяце!) жену Шарон Тейт вместе с гостями...

Через четыре года после похорон жены Роман Полански вернулся в Голливуд. На студии "Парамаунт" он поставил "Китайский квартал" (1974) в традициях классических гангстерских фильмов. В роли умного и коварного злодея Ноэля Кросса, отца главной героини (Фэй Данауэй), снялся Джон Хьюстон — создатель "Мальтийского сокола", эталонного "черного фильма". Джек Николсон с блеском сыграл роль частного детектива.

Картина снималась под шум громких конфликтов. Фэй Данауэй то и дело предлагала переписать ее роль и уделяла повышенное внимание своей внешности. Не обошлось без конфликта и с Джеком Николсоном, который во время съемок убежал в гримерную смотреть баскетбольный матч. В результате между актером и режиссером вспыхнула перебранка, закончившаяся тем, что Полански разбил телевизор, а Николсон обозвал режиссера "сукиным поляком" и уехал домой.

Однако результат превзошел все ожидания: "Китайский квартал" был выдвинут на соискание премии "Оскар" по 11 номинациям. Но золотую статуэтку получил только сценарист Роберт Таун.

В 1976 году Поланский снимает во Франции фильм "Жилец" с Изабель Аджани в главной роли. Абсурдный, сюрреалистический стиль этого фильма сравнивался с черным юмором ранних короткометражек Поланского. Но в "Жильце" комедийность интонации уступает место мрачной атмосфере, состоянию паранойи.

Карьера Поланского складывалась успешно, когда в его судьбе произошел неожиданный поворот. Вместе с Джеком Николсоном он решил отдохнуть в веселой кампании. Бурно проведенная ночь закончилась для Поланского судебным разбирательством. Он был обвинен в изнасиловании несовершеннолетней. Режиссера подвергли психиатрическому обследованию. Чтобы не оказаться за решеткой, Полански был вынужден покинуть Америку. Для многих с тех пор он является воплощением зла, порока и разврата.

Вернувшись в Европу, Полански экранизирует во Франции классический английский роман "Тэсс" (1979) с Настасьей Кински. Пресса посвятила роману режиссера с Настасьей немало страниц. И возможно, именно любовь придала картине редкую гармоничность, завораживающую магию. "Тэсс" заслуженно получила премии "Сезар" за фильм и режиссуру, а также трех "Оскаров".

В 1979 году Полански становится гражданином Франции, позже он будет принят в Академию изящных искусств.

Роман Полански продолжает работать в театре, на телевидении, в рекламном бизнесе. В середине 1980-х годов в парижском издательстве вышла его откровенная автобиографическая книга "Роман". В 1990 году Полански побывал в Советском Союзе, снимаясь как актер американского фильма о русской мафии "Назад в СССР" Дерека Сарафьяна.

Однако сам он после "Неистового" (1987) в течение четырех лет ничего не снимал. О новых проектах режиссера ходили самые невероятные слухи, вплоть до возможности совместной с Россией экранизации "Мастера и Маргариты" с Настасьей Кински в главной женской роли.

Но слухи остались слухами. Новой работой мастера стала экранизация бестселлера Патрика Брюкнера "Горькая луна" (1992) о взаимоотношениях двух супружеских пар. Познакомившись с Оскаром и Мими, чета молодоженов сталкивается с противоречивыми страстями, разрушающими семейную жизнь их новых друзей. Фильм был снят на теплоходе, курсирующем в Адриатическом море.

На главную роль Полански вновь пригласил свою жену Эммануэль Сенье. Он был восхищен ее красотой и талантом. А когда она родила ему ребенка, шестидесятилетний режиссер говорил с волнением: "У меня есть дочь. Она мой талисман, мое спасение. Иметь ребенка — это нечто феноменальное".

Поставив мистический триллер "Девятые врата" (1999) с Джонни Деппом, Полански возвращается в Польшу, где снимает "Пианиста" (2003). Это был совместный проект Франции, Германии, Польши и Великобритании.

В качестве литературной основы фильма режиссер использовал воспоминания Владислава Шпильмана, талантливого польского пианиста, которого во время войны спас немецкий офицер. "Самое ценное в этих воспоминаниях то, что они не носили для меня слишком личный характер, но повествовали о событиях, которые я очень хорошо знал и помнил. Однако рассказ Шпильмана помог мне восстановить картину прошлого", — подчеркивал Полански.

Главную роль в "Пианисте" сыграл актер Адриен Броди. Чтобы лучше войти в образ, он брал ежедневные уроки игры на фортепьяно. Когда надо было добиться большей выразительности, Полански делился своими воспоминаниями о гетто.

"Пианист" принес режиссеру "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском фестивале и более сорока наград на всевозможных кинофорумах. В России ему была вручена премия "Золотой орел" (2004).

 


2008-2014 Кино и фильмы