Смотреть фильмы онлайн
История кино
Жанры кино
Знаменитые режиссёры
Шедевры отечественного кино
Шедевры зарубежного кино
Интересное:
популярно о том, как создать собственный сайт;

Рифеншталь Лени - биография

Рифеншталь Хелена Берта Амалия ( 1902-2003 )

Лени Рифеншталь - немецкий режиссер, актриса. Фильмы: "Голубой свет" (1932), "Триумф воли" (1935), "Олимпия" (1936-1938), "Долина" (1953) и др.

Хелена Берта Амалия Рифеншталь


Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине в семье состоятельного бизнесмена, владевшего фирмой по производству вентиляционного и отопительного оборудования. В детстве Рифеншталь увлекалась театром и спортом, любила рисовать. Первых больших успехов она добилась в танцах. В двадцать один год Рифеншталь уже выступала с сольной программой, гастролировала в Берлине, Мюнхене, Праге, Цюрихе, участвовала в постановках Макса Рейнхардта. Травма не позволила ей танцевать дальше.

В начале 1920-х годов в Германии был очень популярен жанр "горного фильма". Его основателем являлся геолог Арнольд Фанк, страстно увлеченный альпинизмом. Большим успехом пользовалась его лента "Гора судьбы". Рифеншталь отправилась к Фанку в Швейцарию и вскоре стала его ведущей актрисой. Она играла романтических, наивных и смелых героинь. Работа у Фанка требовала не только спортивной подготовки, но и мужества. "Горы давали потрясающее чувство свободы. Помню, когда я забиралась на вершину, я испытывала ни с чем не сравнимое счастье", — писала Рифеншталь много лет спустя.

В 1932 году Лени поставила свою первую картину "Голубой свет" и сама сыграла в ней главную роль. Действие происходит в итальянской деревушке в Доломитовых Альпах. Когда Рифеншталь снимала эффектный эпизод ночного лыжного похода при свете факелов, у стоявшего рядом мальчика неожиданно взорвался факел. Пламя обожгло лицо и руку Лени, но она продолжала снимать, не обращая внимания на боль. С такой самоотверженностью Рифеншталь работала всегда.

Однажды она попала на выступление Гитлера. Наэлектризованная атмосфера политического митинга и речь лидера нацистов настолько поразили Рифеншталь, что она написала Гитлеру восторженное письмо. При встрече выяснилось, что фюрер — давний поклонник ее таланта. Он предложил Рифеншталь снять документальный фильм о съезде нацистской партии. Так возникла лента "Победа веры" (1933), где рядом с Гитлером еще стоит глава штурмовиков Эрнст Рем. В 1934 году Рем будет убит, а Рифеншталь создаст принесший ей скандальную известность документальный фильм "Триумф воли", рассказывающий о съезде национал-социалистов. В то время она, как и многие немцы, слепо верила Гитлеру, хотя и не вступила в партию.

...На аэродроме Нюрнберга приземляется самолет, из которого выходит улыбающийся Адольф Гитлер. Под восторженные крики толпы он направляется к стадиону, где все готово к открытию VI съезда партии. Парады, демонстрации, речи и бурные аплодисменты ликующей публики... Речь Гитлера заканчивается на фоне грандиозного факельного шествия. Рифеншталь вставляет в фильм кадры рабочих на стройке, радостных молодых девушек, сияющих детей. Это великая мистическая солидарность Германии со своим фюрером.

В распоряжении Рифеншталь были 30 кинокамер, 36 операторов с ассистентами и 80 помощников, гигантский лифт, позволяющий поднять камеру на 38-метровую высоту. Для эффектной съемки выступления Гитлера она придумала круговые рельсы у трибуны. По сути создавался торжественный гимн в честь Гитлера. Монтаж занял пять месяцев. Рифеншталь предпочитала все делать сама и, чтобы успеть к сроку, работала в конце по 20 часов в сутки. "Триумф воли" и поныне остается образцом пропагандистского фильма. После его просмотра тысячи и тысячи людей влились в ряды фашистов.

Признанный, но запрещенный "Триумф воли" получил приз на венецианском фестивале (1936) и с успехом демонстрировался в рамках Всемирной Выставки в Париже (1937). Рифеншталь получила поздравительные телеграммы от Чарльза Чаплина и Дугласа Фэрбенкса. Отрывки из "Триумфа воли" использовали в антифашистских лентах, например, в американской серии "Почему мы воюем".

Лени Рифеншталь развила успех великолепным репортажем с Олимпийских Игр 1936 года. Одновременно с фильмом она выпустила иллюстрированную книгу "Красота в Олимпийской борьбе".

Рифеншталь на съёмках


Во время подготовительного периода Рифеншталь и ее операторы посещали тренировки германской команды, снимая пробные кадры. За несколько месяцев они научились успевать за бегунами и прыгунами. Иногда Ленни заставляла операторов перемещаться на роликовых коньках. По словам Рифеншталь, без этих тренировок ей не удалось бы получить столько удачных кадров стремительного движения. В "Олимпии" многое сделано с удивительной изобретательностью. И все-таки, несмотря на то, что в "Олимпии" показан даже легендарный чернокожий атлет Джеси Оуэнс, фильм прославлял скорее Гитлера, чем спорт. Фюрер вновь предстал сильной личностью, харизматическим лидером, которого обожает народ.

В 1938 году Рифеншталь сделала вторую серию "Олимпии" — "Праздник красоты" (первая серия называлась "Праздник народов", 1936). На Международном кинофестивале в Венеции (1938) "Олимпия" получила Гран-при.

Рифеншталь поехала представлять фильм в США. Но пока она плыла на пароходе, в Германии прошли массовые еврейские погромы. По этой причине в Америке "Олимпии" был устроен один-единственный частный просмотр. Фильм всем понравился, но приобретать его прокатчики побоялись.

После начала войны Рифеншталь отправилась на фронт, чтобы запечатлеть триумфальный поход Гитлера. В Конске она стала свидетельницей расстрела польских евреев и даже попыталась вмешаться, но ее протест не был услышан. Работу над фильмом Лени решила прекратить.

За связь с фашистами она провела более трех лет в лагерях для интернированных. В частности, ее обвиняли в том, что по ее просьбе на съемки фильма "Долина" привозили цыган из концлагеря. В 1949 году суд снял с Рифеншталь обвинение в пропаганде и поддержке фашистского режима, признав ее "попутчиком".

Рифеншталь уехала в Африку. Снимала в Кении и Уганде документальный фильм "Черный груз" (1956) о современной работорговле. В 1970-е годы она выпускала фотоальбомы, посвященные погибающим нубийским племенам масаки и као. В течение восьми месяцев Лени жила среди масаки, снимая и фотографируя.

Когда ей было за семьдесят, Рифеншталь вдруг занялась дайвингом, чтобы вести подводные съемки. "Только под водой я по-настоящему счастлива, — утверждала она. — Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня". Рифеншталь выпустила несколько фотоальбомов о подводной жизни.

Время от времени ее приглашали читать лекции в киноинституты, награждали на фестивалях (за "Олимпию" и "вклад в киноискусство"), проходили выставки ее фотографий.

Автобиография режиссера была опубликована в Германии под названием "Лени Рифеншталь: воспоминание" (1987). Позже вышел трехчасовой документальный фильм Роя Мюллера "Власть образов: Лени Рифеншталь" (1993) (английский вариант названия — "Прекрасная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь").

В канун своего 99-летия Рифеншталь впервые прилетела из Мюнхена в Россию, став почетной гостьей XI Международного кинофестиваля "Послание к человеку". За день до закрытия фестиваля ей был вручен почетный приз "Золотой кентавр" — "за неоценимый вклад в мировой кинематограф". Правда, сам приз не имел отношения к конкурсным наградам и входил в резерв дирекции фестиваля.

В 1999 году Рифеншталь чудом осталась жива после того, как вертолет, на котором она летела, потерпел катастрофу в Судане. Ей сделали несколько операций.

К своему столетию Лени Рифеншталь выпустила 45-минутную документальную ленту, рассказывающую о подводной жизни в Индийском океане. В период между 1974 и 2000 годами она предприняла более двух тысяч погружений.

Лени Рифеншталь ушла из жизни 8 сентября 2003 года. Она умерла в понедельник вечером во сне в своем особняке в городе Пекинг на берегу Штарнбергского озера в Баварии. У нее просто остановилось сердце...

 


2008-2014 Кино и фильмы